Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

Дагестанские ковры: история появления и предназначение

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:

image

Мастерство ковроткачества традиционно передается из поколения в поколение. Девочки начинают наблюдать за матерями на работе. В Табасаранских семьях женщины являются основными кормильцами семьи, поскольку они зарабатывают больше денег, чем мужчины.

Лучшие шерстяные ковры из России ткут в Табасаране (провинция на юге Дагестана). Именно здесь делают произведения ручной работы, а именно табасаранские ковры, используя техники многовековой конструкции.

Жители Табасарана, проживающие в Дагестане, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество.

В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет.

image

Со временем ковры стали включать узоры, которые стали более сложными и элегантными. Их уровень содержания был знаком статуса их владельца.

В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме. В бедных семьях безворсовые сумахи лежат на полу. Более богатые семьи покрывают полы тяжелыми коврами.

Ковры здесь изготавливаются практически в каждом доме. Если они не продаются, они изготавливаются для использования дома. Цены на них иногда настолько высоки, что после продажи одна семья более полугода может комфортно жить. Такое ковровое изделие по стоимости эквивалентно паре лошадей или нескольким головам мелкого рогатого скота.

image

Для того чтобы сделать ковер, вы должны сначала сделать базу. Плотные хлопчатобумажные нити плотно обвиваются вокруг параллельных рамок. Затем несколько женщин садятся за машину и начинают свою основную работу.

С помощью специального крючка они завязывают вокруг каждой нити узел из цветной пряжи. Эти мастера работают в головокружительном темпе.

Когда один рядок закончен, они отжимают его, используя тяжелый гребень. Неровные концы отрезаются при помощи больших ножниц. Так они достигают определенной глубины ворса.

Чтобы убедиться, что они не ошиблись в шаблоне, женщины проверяют схему по шпаргалке. Однако более опытные ткачихи знают картину сердцем.

Наиболее ценными считаются ковры из шерсти, окрашенные с использованием натуральных красителей. Навыки получения того или иного цвета передавались из поколения в поколение. Много различных цветов можно сделать, используя растения, минералы или насекомых.

После того, как женщины заканчивают свою работу, ковры торжественно выносятся во двор. Ковер теперь должен быть отправлен его владельцу. Он или она сможет наслаждаться изделием не менее 300 лет.

image

Табасаранские ковры отличаются невероятной долговечностью, секрет которой кроется в особой технике изготовления высококачественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета с помощью натуральных красителей: коры ореха, полыни, барбариса.

В прошлом в каждом доме была ткацкая машина. Если они не использовались, их тщательно разбирали и хранили до того момента, пока они не понадобились. У молодой девушки из Табасарана всегда было два больших ковра и один маленький ковер в приданом.

image

На XXII Международном Конгрессе пчеловодческих организаций АПИСЛАВИЯ, состоявшемся в 2018 году в Москве, дагестанский мед был признан лучшим в мире по органолептическим свойствам и по составу.

Продукция пчеловода Мирзы Гасанова заняла второе место. До «золота» не хватило трех баллов. Это событие ещё раз подтвердило непревзойдённые качества горного мёда южной кавказской республики. Пчеловодство здесь всегда было стратегической отраслью сельского хозяйства.

На горных пасеках качают мёд таких сортов, как:

  • гречишный
  • липовый
  • акациевый
  • вересковый
  • цветочный
  • каштановый
  • эспарцетовый
  • донниковый
  • майский
  • падевый
  • верблюжья колючка
  • молочай

Кроме мёда, пасеки поставляют такие лечебные продукты, как пчелиный яд, воск, прополис, пыльца, перга и маточное молочко. Мёд под названием «Верблюжья колючка» считается одним из самых лучших сортов. Основные пчеловодческие хозяйства находятся в Казбековском, Гумбетовском, Гергебильском, Хунзахском, Хасавюртовском, Буйнакском и Дербентском районах республики.

Мёд здесь продают везде: от маленьких лотков до больших супермаркетов, и, конечно, его можно найти на всех рынках. Мёдом торгуют на развес и в стеклянной таре. Хорошим подарком, привезенным домой из Дагестана, будет несколько баночек мёда разных сортов.

Орнаментальные мотивы ковров Южного Дагестана

Местной орнаментике присуща простота форм и минимальная разработка деталей. При этом сюжеты сложны и имеют отчасти символическое значение.

Мотивы делятся на 4 основные группы: геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные.

Геометрические орнаменты — архаичные и наиболее устойчивые. Они состоят из разнообразных форм в виде точек, прямых и зигзагообразных линий, многоугольников, звездчатых форм, крестов, спиралей, меандров. Мастерицы сочетали несколько видов этих элементов и добивались большого разнообразия комбинаций, сложности рисунка.

Искусство ковроткачества как традиционное народное ремесло развивается и уходит корнями в древние века, передавая секреты мастерства из поколения в поколение, от матери к дочери, совершенствуя дизайн и композицию, внедряя новые идеи.

Ковроткачество является одним из самых интересных занятий, которое получило наиболее благоприятные условия для своего развития в 20-30-х годах нынешнего столетия. Несколько домов женщин-ремесленников объединились более десяти артелей в населенных пунктах и окрестных деревнях.

Табасаранский ковер имеет очень высокую износостойкость – средний срок эксплуатации ковров составляет около 250-300 лет. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они тверды, прочны и имеют неподражаемый цвет, состав и дизайн. Ковры как произведения вечно молодого и уникального искусства сохранили традиции и технологии старого прошлого для наших дней. Они широко используются для украшения интерьера домов и общественных мест, хорошо гармонируют с любой мебелью.

Основной дизайн на дагестанских коврах состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц и растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих дизайну выразительность и утонченность.

В наше время производятся ковры с различными видами рисунков, портретов, пейзажей, памятников, исторических личностей. Табасаранские умелицы производят ковры без ворса и с рельефными изображениями. Уникальный характер ковров требует хорошей квалификации, изысканного вкуса, индивидуального мастерства, большого терпения и кропотливого труда и усидчивости. Многие опытные мастера могут выполнить свою работу без технической схемы проектирования, имея ее в памяти. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.

В зависимости от использования каждый ковер имеет свою структуру, дизайн и окраску. Дагестанские ковры экспонируются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Милана, Токио, Измира и многих других местах. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они постоянно выставлялись на международных и отечественных ярмарках и выставках, награждались почетными грамотами и золотыми медалями на международной выставке в Брюсселе (Бельгия, 1958), Лейпцигской выставке-ярмарке (Германия, 1967). Ковры включены в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах». С конца августа по начало сентября 2000 года на ВВЦ прошел российский фестиваль экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000». В этом фестивале дагестанские ремесленные ковры своим великолепием и красотой очаровали все русские народы. А Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «народные промыслы и художественные товары» в конкурсе «Лучшие товары России».

Табасаранские ковры

История и традиции ковроткачества Юго-Восточного Дагестана

Раздел: Главная лента / Культура

Кубачи – дагестанское село, расположенное в горной части республики, прославилось на весь мир своим промыслом – изготовлением изделий из серебра. В старину здесь выковывали кольчуги, мечи, копья и кинжалы, которые украшали тонкой резьбой и драгоценными камнями. Свидетельством тому является коллекция кубачинского оружия, подаренная Александром III Британии и выставленная в лондонском музее.

Наравне с оружием кубачинские мастера научились изготавливать великолепное столовое серебро и ювелирные изделия с применением техники чернения. Все изделия создаются исключительно вручную. Шедевры из ценного благородного металла — это результат кропотливого авторского труда мастеров от прорисовки эскизов до гравировки. Каждое изделие имеет индивидуальное клеймо, по которому можно узнать имя мастера.

Изделия лучше его купить на месте. Кубачинский ювелирный комбинат поставляет свою продукцию в фирменные магазины «Серебро Кубачи» в Махачкале. Один из них находится на проспекте Расула Гамзатова, 12 а, а другой вы найдёте на улице Дахадаева, 29.

Также изделия с доставкой по России можно заказать на сайте: www.kubachiserebro.ru

Назначение ковров

Ранее ковры имели различное значение: одними застилали пол, другими украшали стены, а на третьи, которые назывались тапанча, вешали оружие. Для намазов применялся ковер намазлык. На каждом изделии в зависимости от района и назначения имелись особые рисунки. Их до сих пор с интересом изучают этнографы.

На коврах изображали растительные орнаменты, солярные символы, в регионах, граничащих с Азербайджаном, имелись и драконы: спящие и летящие. Есть также рисунок, идентичный перевернутой восьмерке. Точные науки в Дагестане всегда были в почете. Многие изыскатели считают, что это математический символ бесконечности.

Турар, топанча, шашки и пистолеты

Самым востребованным рисунком табасаранских ковровых изделий является турар (шашки). Узорные фигуры в этом виде рисунка размещаются диагонально. Название произошло от ассоциации со скрещенными шашками или пистолетами. Эти орнаменты объединяются маленькими медальонами. В результате диагонального сочетания создается сетка, которая размещена по отношению к краям под углом в 45 градусов. Традиционно в центре находится до трех рядов очень маленьких медальонов, которые объединены узорами топанча. По ширине и длине ковра размещают от трех до семи рядов более крупных фрагментов.

Такой вид рисунка выполняется светлыми оттенками бежевого, голубого, коричневого. В рисунках шашек используют насыщенные синие, зеленые, красные цвета, окаймленные черным. Незанятые места фона рукодельницы исправно заполняют маленькими розетками или другими узорами. Завершающей точкой в оформлении рисунка считается волнообразная кайма, цвет которой – белый с синими узорами.

Ссылка на основную публикацию
Похожее