Trashion — термин, синтезированный из двух английских слов: «отходы» + «мода». Так называют одежду, обувь, аксессуары, сумки, изготовленные из переработанного мусора. Сырьем может быть как старая одежда, так и пластиковая посуда.
На заре его возникновения термином пользовались эко-защитники, устраивая протесты против «быстрого потребления» в формах ярких арт-акций
После того, как на trashion обратили внимание авангардисты, термин превратился в целое направление искусства, отдельную субкультуру
Первоначально она связывалась только с миром высокой моды — упор был на эстетику, а не на практическую пользу. Но затем термин успешно перекочевал в массовую культуру, где trashion — уже не дизайнерские неординарные наряды, а красивые, удобные и практичные повседневные модели.
Показ trashion fashion шоу
Планы
Сейчас для журнала «The Seasons» я организую фестиваль об осознанном потреблении, на котором можно будет отлить бумагу из макулатуры, сделать лампы из винных бутылок, посмотреть, как работает переработка пластика.
Мы организуем большой зеленый лекторий с темами из разных сфер жизни от настоящих двигателей города. Кроме того, у нас будет первый фудкорт без пластика — в Москве такого еще никто не проводил.
Что касается бренда, в моих планах не стоит внедрение пластика в каждый концептстор, потому что мода того требует, это совсем не о том.
Я хотела показать проблематику индустриального мира и переизбытка пластмассы через театрализованное представление — модели с метлами в руках сгребали из центра ангара полиэтиленовый мусор, сортируя его по цвету.
Под кучами пакетов они находили дождевики и надев их продолжали убирать площадку. В конце представления на моделей пролился «дождь» — это был символ начала и рождения бренда.
И вот вопрос: если очистить от пакетов один ангар занимает немалое количество времени, то сколько нужно, чтобы избавить от них планету?
Замедлите быструю моду
Понятно, что радикальное изменение наших покупательских привычек необходимо для преодоления экологического кризиса моды. Кризис, который не определяется только пластическим загрязнением. Мы должны пересмотреть и изменить наше отношение к нашей одежде и реформировать весь жизненный цикл нашей одежды. Это означает делать по-другому, покупать меньше и покупать секонд-хенд. Это также означает владение дольше, перепрофилирование, переделка и починка.
Роль моды в проблеме загрязнения пластиком способствовала появлению эмоциональных заголовков, в которых покупка одежды из пластикового волокна стала высоко морализированной. Покупая одежду из пластикового волокна, потребители создают соучастников в отравлении океанов и снабжении продовольствием. Эти ограниченные дискурсы переносят ответственность на потребителя «покупать натуральное». Тем не менее, они мало что делают для того, чтобы в равной степени бросить вызов экологическим и социальным болезням этих природных волокон и ответственности розничных продавцов перед ними.
Фото: https://www.vogue.ru/
Таким образом, возросшая доступность этих «натуральных» модных продуктов не способна в корне бросить вызов самой загрязняющей логике отрасли – быстрому, постоянному потреблению и быстрой повседневной утилизации. Это только укрепляет покупаемую, товарную форму экологических действий – «покупая натуральные». Это останавливает более фундаментальную переоценку «обычного бизнеса» быстрой моды, которую мы должны замедлить.
Как выбрать экологичные ткани для одежды?
На ваш выбор есть органическое натуральное волокно и ткани из вторсырья (пластика, пищевых отходов и пр.). Давайте разбираться.
Среди экологичных материалов есть и привычные натуральные:
При его выращивании не используются химические вещества, что делает его безопасным для рабочих и покупателей, затрачивается меньше воды и энергии. Однако из 25 млн тонн всего хлопка только 1% производится органическим способом, так как это финансово рискованно, и не все фермеры к этому готовы. ⠀
Не боится насекомых, поэтому его выращивают с применением минимального количества агрохимии и воды. А органический лен выращивается вообще без химикатов.
Сорняк, растущий без удобрений и гербицидов. Однако рами сложна в обработке и не пользуется популярностью в России.
Так, например, осенью 2019 запустили сервис Drest, где можно наряжать моделей в стиле хай фешн, а в ближайшем будущем — приобретать цифровые одеяния для собственной онлайн-версии. Популярность этого приложения в мире за время карантина выросла на 50%.
Наряжать свой аватар можно и в приложении Forma.
Хотите бесплатную компьютерную примерку? Отправляйтесь на площадку Leela от амстердамского дома виртуальной моды The Fabricant. Даже без специальных знаний возможно создать свой аватар и подобрать «облачные» луки.
У цифрового гардероба многообещающее будущее. Так, например, бренд Tommy Hilfiger с весны 2022 года планирует выпускать виртуальные вещи и исполнять их в физическом варианте только после заказа. Многие шоу-румы тоже переходят в диджитал реальность.
Это классные новости, ведь экослед цифрового предмета одежды составляет 0,1 экологического следа обычной вещи. Это объясняется отсутствием отходов, транспортировки и возврата вещей, которые часто покупаются ради единственной фотографии.
Возможно, виртуальный гардероб станет частью повседневной жизни еще не скоро, но вот тренд на осознанное потребление и устойчивую моду уже здесь. Будьте в тренде: покупайте только необходимое, ищите экологичные ткани и одежду с экомаркировкой, утилизируйте вещи экологично.
Достаточно ли мы осознанны в своем потреблении? Не поддерживаем ли нечеловеческие условия труда? Заботимся ли о природе? Сокращаем ли свой мусорный след? Или внешность, яркий фантик заменяет душу и добро?
Автор публикации: Пушкарева Екатерина Владимировна, экоактивист